13 сентября в Доме детского творчества состоялся установочный семинар по реализации проекта «РОСТ» (Развитие. Образование. Социализация. Труд) в детских домах республики. Организовали его Министерство образования РК и региональная общественная организация «Карельский Союз защиты детей». В мероприятии приняли участие представители трех районов – Кемского, Беломорского, Лоухского: представители органов власти, специалисты органов образования, социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов, работники детских домов. Открыл семинар руководитель управления образования С.В. Пауш. С приветственным словом к участникам семинара обратилась С.И. Ильина, заместитель главы администрации района. Светлана Ивановна отметила, что проблемы детского дома хорошо известны и в органах власти, и в системе образования, выразила надежду на то, что работа по проекту «РОСТ» поможет в их разрешении. Был дан социальный паспорт Кемского района в разрезе обсуждаемой темы. На 1 июля 2012 года в Кеми и районе насчитывается 3420 детей в возрасте до 18 лет. Имеют детей 2464 семьи, 180 из них – многодетные. Имеется 68 детей- сирот, 21 ребенок устроен в Детском доме, 41 – под опекой. В комиссии по делам несовершеннолетних состоит на учете 64 ребенка, в ПДН – 58. 8 родителей лишены родительских прав. В социально опасном положении находятся 20 семей. В работе семинара приняла участие Уполномоченный по правам ребенка в Республике Карелия М.М. Зверева. Она ознакомила участников семинара с «Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы». О задачах проекта «РОСТ» (Развитие. Образование. Социализация. Труд.) в детских домах Карелии рассказала Н.Г. Павлова, председатель Правления РОО «Карельский Союз защиты детей». Опыт сотрудничества РОО «Карельский Союз защиты детей» с детскими домами Карелии в рамках проекта «Детские дома Карелии» выявил отсутствие единой системы воспитательной работы с детьми, получившими тяжелейшую психологическую травму лишения семьи. Исследования российских ученых показывают, что основной причиной токсикомании, алкоголизации, правонарушений детей в детских домах является недостаток организованной для воспитанников общественно-полезной деятельности и отсутствие соответствующего личного успеха детей в различных видах этой деятельности. Второй причиной неблагополучия детей в детских домах является недостаточная профессиональная подготовка персонала ( в России не организована подготовка специальных кадров для работы с детьми именно в детских домах). Проект «РОСТ» направлен на решение этих проблем путем внедрения в работу детских домов единой системы воспитательной работы, направленной на всестороннее развитие воспитанников детских домов, и путем организации образовательных мероприятий для воспитателей и других специалистов детских домов по освоению новых технологий и методов воспитательной работы. Проект основан на инновационных программах, разработанных ведущими специалистами педагогической науки России, психологами, социологами по заданию российского Благотворительного частного Фонда «Виктория», в партнерстве с которым РОО «КСЗД» работал в 6 детских домах Карелии с 2009 по 2011 год. Данная воспитательная система состоит из восьми воспитательных модулей. Модуль «Школа гражданского общества». Социально-политическое направление: участие граждан в процессе управления страной, обеспечение социальной справедливости в обществе, осознание прав и обязанностей человека и гражданина. Модуль «Лидер здоровья». Спортивно-оздоровительное направление: физическое развитие детей и развитие взаимодействия детей с природной средой предполагает защиту экологических интересов ребенка (здоровье, безопасность среды его обитания, качество пищевых продуктов, потребляемой воды, воздуха и др.). Модуль «Возвращение к истокам». Направление содействия становлению внутреннего мира ребенка: осмысление значимости духовно-нравственных основ человеческого бытия предполагает построение воспитания на нравственных идеалах и традициях культуры, оказание помощи детям в освоении системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественной культурной традиции. Модуль «Дом. Семья. Россия». Духовно-нравственное направление: педагогическая поддержка духовности и нравственности растущего человека на всех этапах его взросления предполагает оказание помощи детям в построении соответствующих моделей собственного поведения, связанных с его естественной жизнедеятельностью: рождение, материнство, отцовство, социальное обеспечение. Модуль «Трудовая инициатива». Социально-экономическое направление: включение детей в производственные и трудовые отношения предполагает профориентацию, соответствующее профессиональное образование, использование трудовых возможностей детского дома. Модуль «Эстетическое воспитание и развитие». Культурно-эстетическое направление: включение детей в пространство культуры, взаимодействие с различными поколениями предполагает поддержку детей в осмысленном выборе личностно значимых ценностей, в различении прекрасного и безобразного. Модуль «Мир вокруг нас». Информационное направление: включение детей в единое культурно-образовательное пространство предполагает воспитание социально активной личности, уважительно относящейся к окружающему ее социуму, интеграцию детского дома в международное пространство. Модуль «Эстафета добра». Добровольческое направление: включение детей в жизненное пространство общества и представителей местных сообществ в среду обитания детей-сирот предполагает поддержку добровольчества, как в среде детей- сирот, так и внешних партнеров социально-защитных учреждений. Общая цель проекта – создание единой системы воспитательной работы в детских домах, обеспечивающей социальную адаптацию воспитанников детских домов РК, направленную на их развитие, жизненное становление и профессиональную ориентацию. Обменялись опытом работы руководители Кемского, Беломорского и Пяозерского детских домов. Кемскому детскому дому исполнилось 15 лет. Директор учреждения Т.П. Селиверстова рассказала о том, что удалось сделать за эти годы. Детдом выпустил 92 воспитанника. 29 детей вернулись в семьи, 10 из них – в родные семьи. Усыновлен в России 1 ребенок. Двое детей прошли международное усыновление, они определены в семьи иностранных граждан – в Финляндии, Италии. Приемные семьи приняли 10 детей, взяли под опеку – 6. Татьяна Петровна рассказала о жизни детского дома, о том, в каких условиях воспитываются дети, как строятся взаимоотношения с Рабочеостровской школой, с правоохранительными органами, как воспитанники приучаются к труду, как развивают свои таланты. В режиме фокус групп участники семинара обсудили проблемы детей, воспитывающихся в детдомах, и их выпускников. О. Николаева