30 ноября в Кеми работала техническая комиссия по расследованию причин обрушения пешеходного моста через реку Кемь в п. Гайжево. В ее составе – представители ГУП РК «Мост», Санкт-Петербургского проектного института «Гипростроймост», ГУП РК «Карелстроймост»,ГУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Карелия», Кемской администрации района, Кемского городского поселения. В работе комиссии приняли участие представители Министерства строительства РК и прокуратуры Кемского района. Сразу хочу пояснить о существенной разнице, мост не вантовый, как пишут в некоторых печатных изданиях, а металлический – жесткая ферма подвешена через пилоны на металлических двутавровых нитях. Специалисты, проведя исследование возможных причин аварии, дали следующее заключение. В узле правой оттяжки к анкеру до обрушения моста образовалась трещина, не в расчетной ( не в силовой зоне), что определяет первопричину образования трещины, строительный или заводской брак. Развитие трещины могло быть спровоцировано рядом факторов. Это – несоответствие параметров материалов конструктивных элементов в районе крепления анкеров, движение по мосту транспорта с превышением расчетной, более 8 тонн нагрузки, отклонение геометрических характеристик нитей от проектных размеров, усталость металла от воздействия постоянно дующих ветров, а также значительное отличие климатических параметров от норм СНиП, принятых в проекте. Но каждый в отдельности взятый фактор сам по себе не мог привести к обрушению моста. Очевидно, в результате эксплуатации произошло ослабление натяжения правой металлической нити подвеса моста, запас прочности которых достаточно высокий (до 20%). И в результате воздействия остальных перечисленных факторов произошел разрыв нити, это подтверждается еще тем, что обрушение произошло в период воздействия на мост сильного ветра (21 м/сек.). Некачественная эксплуатация сооружения усугубила технические просчеты – отсутствие периодических и текущих осмотров, движение автотранспорта более разрешенной нагрузки 3,5 тонны сыграли свою роковую роль. Помимо рассмотрения причин аварии, комиссия обсудила порядок восстановления моста. Предлагается сделать это в два этапа. В первую очередь, вырезать центральную часть конструкции, приподнять ферму и обустроить временный безопасный пешеходный переход. Затем провести восстановительные работы. Для этого необходимо подготовить проектную документацию, определить подрядную организацию, изыскать финансовые средства. На первом этапе нам обещаны 2 млн. рублей из резервного фонда Республики Карелия. После производства восстановительных работ у сооружения сохранятся прежние параметры эксплуатации. М. Пешков, председатель КЧС и ПБ