В этом году мы все стали свидетелями страшной трагедии, которая разыгралась на территории Российской Федерации: много бед принесли лесные пожары. Лесной огонь показал себя во всей «своей красе», с необычайной легкостью он распространялся на огромные территории и пожирал все на своем пути, включая и человеческие жизни. И теперь, когда обстановка немного изменилась, необходимо искать причины, которые привели к нынешней катастрофе. Одна из них – реформирование лесного хозяйства.
Самостоятельная лесная служба в России была в одночасье ликвидирована десять лет назад, несмотря на многочисленные протесты общественности и даже на предостережение патриарха всея Руси, вслух заявившего, что делать этого в такой лесной стране, как наша, категорически нельзя – это чревато большими неприятностями. Последовавшие за это десятилетие лесные реформы привели к упадку лесного дела, поставили его на грань гибели. Фактически страну лишили лесной охраны. В России ликвидировали единственную в своем роде специализированную службу «Авиалесоохрана». В Красноярском крае был упразднен единственный на всю страну специализированный институт по охране леса и борьбы с лесными пожарами – ВНИИПОМлесхоз и т.д. Впечатление такое, что мы сознательно, целенаправленно и последовательно сами себя разоружили перед лицом огненной стихии. Два последних года погода нас баловала, летние месяцы были не очень жаркими. На третий год жара решила нас проинспектировать, и все лесные «болячки» обнаружились в полном объеме.
А что говорить про новый Лесной Кодекс? Позволю себе некоторые комментарии. После того, как он был принят, практически упразднили лесхозы и лесную охрану, размыли ответственность за лес между многими ведомствами, фактически отодвинули профессионалов от решения лесных проблем, несколько лет проводили нелепые лесные реформы, разогнали лесные институты, занимающиеся проблемами пожаров. После всего этого мы сокрушаемся: ах, что наделала огненная стихия в наших лесах! А разве при таком отношении могло быть иначе? Любой лесник вам скажет, что если бы лесная служба была у нас в порядке, хотя бы на прежнем уровне, не говоря уже о большем, то последствия огненного вала, что нынче прокатился по нашим лесам, были бы не столь губительны. Потому что лесники прекрасно отдавали себе отчет в наступлении пожароопасного периода.
Это страшное лето должно стать переломным в отношении власти к лесным проблемам. Да, свершилась большая беда, но хочется верить, что она послужит должным уроком и заставит переменить отношение к лесу и лесным проблемам. Что еще должно произойти в России, чтобы власти поняли, что с огнем в лесу шутки плохи? Что природа рано или поздно, но обязательно отомстит за пренебрежение к ней. Что лесными проблемами должны заниматься профессионалы, а не абы кто. Что лесного специалиста нельзя заменить десятком других, и что мысль эта верна на сто процентов, несмотря на то, кто ее озвучил.
Не хотелось бы заканчивать небольшую публикацию на такой грустной ноте. Приближается наш профессиональный праздник – День работника леса, который отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября. Хочется поздравить всех своих коллег и пожелать не унывать в такое нелегкое для лесного хозяйства время.
У нас есть свои заслуги и достижения. В нынешнем году благодарность Администрации Президента РФ объявлена инженеру по охране и защите леса В.Ф. Гучек, грамотой министра лесного комплекса РК награждены лесничий Л.Н. Гучек, инженер по охране и защите леса М.В. Смирнова, автор этих строк. Благодарность министра лесного комплекса РК объявлена главному экономисту Ф.М. Тухтуновой, главному механику В.С.Петухову.
М. Смирнова, инженер по охране и защите леса
|