Время мечтателей … Было та-кое! Стремление достичь небесных высот, покорить реки, укротить стихию океана… Какой мальчишка об этом не мечтал и не верил, что ему подвластны будут непроторенные пути?..
Этот паренек ничем не отличался от своих сверстников, только в оренбургской степи, где он рос, под зноем палящего солнца грезилась ему прохлада морских волн, свежесть соленого ветра, романтика дальних странствий. Это и привело его в далекий край на долгие годы, связав накрепко с Поморьем. Нет, он не стал ходить по морям и океанам – нашел призвание в другом. Но любовь и уважение к морю пронес через всю жизнь. Неожиданно мечта нашла воплощение в необычном увлечении.
Началось все с одной даты – 300-летия Российского флота. Историк по образованию, моряк по увлечению, Николай Григорьевич Кабаев не пропускал ни одной публикации или телепередачи, где говорилось о флоте, о кораблестроении. И ему страстно захотелось заиметь свой флот – вспомнился тот маленький самодельный кораблик, что мастерил в детстве и пускал в весенних лужах. Но даже не это стало основной целью, чтобы приступить к работе. В нем заговорил историк: получается, что начало Российскому флоту было положено лишь Петром 1, разве до этого суда не ходили? Но по летописным источникам Киевская Русь обладала громадным лодейным флотом, известно, что князь Олег совершал поход в Константинополь с 2000 судами, князь Игорь снарядил 10000 кораблей. Вопросов было много, захотелось на них найти ответы.
Перечитаны тысячи страниц книг, досконально изучены сохранившиеся чертежи, рисунки, описания лодок, шхун, лодей. Проведена кропотливая исследовательская работа, результат которой – создание уникальной коллекции: в домашней «гавани» Николая Григорьевича «пришвартованы» десятки моделей миниатюрных судов.
Настал тот день, когда захотелось показать свои сокровища людям, тогда-то и пришло желание сделать персональную выставку. Самое подходящее место для этого – музей «Поморье». И задуманное свершилось, открытие выставки состоялось. Она включает три раздела: «Киевская Русь. Эпоха однодревных судов», «Великий Новгород. Развитие наборного судостроения» и «Поморье – совершенствование раннего судостроения. Создание первых судов ледового класса».
В авторских работах почерк историка прослеживался четко.
– У истоков судоходства стоят однодревные суда, – поясняет Николай Григорьевич. – Наши предки делали их из одного ствола дерева. Челны, лодьи Киевской Руси доходили до Константинополя, Крыма.
О технике судостроения Николай Григорьевич может говорить бесконечно. В древние времена огромное дерево просто выдалбливали, потом стали обшивать борта досками, назывались они набойнями или насадами.
Несколько особняком стоит Великий Новгород, расположенный на торговом пути, сюда заходили корабли с севера, запада и востока. Это не могло не сказаться на судостроении. Новгородцы научились мастерить парусные трехмачтовые корабли, ходили они на Балтике, в продвижении же на северо-восток потребовались легкие, быстрые суда – ушкуи. Их волоком можно было перебрасывать из одной водной системы в другую.
Так с освоением севера стало развиваться и судостроение Поморья.
Суровые условия навигации требовали особой прочности средств мореплаванья. Появились суда, конструкция которых была приспособлена к хождению в северных водах, – например, зажатое льдами судно выталкивалось наверх, а полозья, прикрепленные к днищу, позволяли перетаскивать его по льду. Имея такой флот, поморы начали активно осваивать Сибирь.
Челны, струги, ушкуи, соймы, шняки – о них Николай Григорьевич знает все, их мини-копии он кропотливо воссоздал своими руками. Еще есть поморские кочмары, карбасы, кочи, раньшины. Все это представлено на его персональной выставке, носящей название «Боже, дай нам ветра», в музее. Загляните туда, это очень интересно – прикоснуться к частице истории, а заодно открыть для себя увлеченного человека.
Текст и фото А. Сердюк