К 2011 году в Беломорске планируется построить морской порт для перевалки угля, - рассказал в ходе брифинга в карельском правительстве министр экономического развития Республики Карелия Михаил Юринов. С презентацией нового проекта карельский министр выступил в ходе первой международной конференции «Будущее российских портов», которая прошла 7 октября в Санкт–Петербурге. Проект также был поддержан на заседании Президиума Госсовета, проходившем в мае 2007 года в Мурманске, где говорилось, что рост международного грузооборота Российской Федерации опережает темпы роста торговых мощностей.
Российские порты, отметил на брифинге Михаил Юринов, сегодня работают на пределе своих возможностей, не справляясь с переработкой грузов. Особенно это касается крупных портов, на подъездах к которым составы с грузами простаивают значительное время. В обход России движется значительное количество мировых грузопотоков, российские грузопотоки продолжают идти через иностранные порты. А значительная часть угля на Северо-Западе перерабатывается в портах сопредельных государств.
Новый проект, предложенный карельским правительством и инвестором – ЗАО «Беломорский порт», предусматривает реформирование существующего еще с 80-х годов прошлого столетия рыбного порта и создание на его базе нового морского порта. Реализация первой очереди позволит перерабатывать до 8 миллионов тонн грузов, второй – до 15 миллионов тонн в год. В начале реализации проекта предполагается строительство двух причалов по переработке угля, поступающего с шахт Инты и Воркуты. Вторая очередь проекта коснется строительства нескольких причалов вспомогательного характера и контейнерных причалов для обработки текущих грузов.
Планируется, что порт будет построен в рамках частно-государственного партнерства. Общий объем инвестиций составит 9,5 млрд. рублей, из них 2,5 млрд. рублей на дноуглубительные работы выделит федеральный бюджет, оставшаяся сумма инвестиций - собственные и привлеченные средства компании. На данный момент ведутся предпроектные работы. Правительство Карелии и руководство ЗАО «Беломорский порт» ведут переговоры с потенциальными инвесторами и грузовладельцами, готовят соглашения о взаимодействии по реализации проекта с ФГУП «Росморпорт». Согласованы вопросы по развитию станции Беломорск и строительству новых подъездных путей к морскому порту с Октябрьской железной дорогой, существуют договоренности с энергетиками об обеспечении нового предприятия электроэнергией. Планируется, что строительство порта начнется во второй половине 2009 года. Ожидается, что первые причалы заработают уже на второй год с момента завершения строительства. Выход Беломорского порта на полную мощность ожидается к 2014-2015 годам.
Министр экономического развития Карелии уверен, что район Беломорска очень перспективен для строительства порта. Он обладает прямым и неограниченным выходом в северные моря и Атлантический океан, и расположен в близости от важных транспортных узлов: железнодорожной станции Беломорск, автотрассы Петербург-Мурманск и Беломорско-Балтийского канала. Новые перспективы развития крупного транспортного узла в Беломорске министерство связывает с развитием железной дороги Ледмозеро - Кочкома, соединяющей республику с железнодорожной сетью Финляндии, а также с перспективами строительства автотрассы «Белкомур». В дальнейшем Беломорский порт смог бы обеспечить кратчайший выход грузов из регионов Урала, Казахстана Сибири, Китая в Северную Европу и обратно, поскольку водные пути соединяют город с Баренцевым, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями. Таким образом, отметил министр, Беломорск восстановит былой статус «порта пяти морей».
Кроме этого, реализация проекта даст новый толчок развитию города и района, а строительство порта повлечет за собой улучшение ситуации на рынке труда. Только на новом предприятии будут работать 140 человек. Кроме этого, создание терминала неизбежно повлечет за собой увеличение числа рабочих мест в зоне обслуживания, сервиса, транспортной инфраструктуре и сопутствующих производствах, - отметил Михаил Юринов. Андрей Раев
|