Работа органов прокуратуры по противодействию коррупции
Я приведу для примера некоторые цифры. В 2009 г. прокуратурой района выявлено 102 нарушения закона о противодействии коррупции, в целях устранения которых принесено 11 протестов, по результатам рассмотрения которых 11 нормативных правовых актов приведены в соответствие с требованиями действующего законодательства, внесено 13 представлений, по результатам рассмотрения которых 10 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Наибольшее число правонарушений, сопряженных с коррупционной составляющей, прокуратурой выявлено в сферах исполнения бюджетного законодательства, законодательства о муниципальной службе, о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Для пресечения коррупции необходимо выявлять факты, создающие потенциальную возможность для принятия коррупционных решений и совершения коррупционных действий. Один из способов – проверка проектов и действующих нормативных правовых актов органов местного самоуправления на предмет выявления в них положений, которые могут вызвать коррупционные проявления. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является относительно новым направлением прокурорского надзора, которое в настоящее время проходит стадию становления, включения в действующую систему работы органов прокуратуры. Всего прокуратурой района за 2009 г. изучен на предмет наличия коррупциогенных факторов 61 нормативный правовой акт органов местной власти, из них в восьми выявлены коррупциогенные составляющие. За совершение коррупционных правонарушений предусмотрена административная и уголовная ответственность. В рамках уголовного законодательства к преступлениям коррупционной направленности относят преступления, предусмотренные главой 30 Уголовного кодекса РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», в частности, злоупотребление должностными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог, а также иные корыстные преступления, совершенные с использованием служебного положения, например, присвоение или растрата чужого имущества, мошенничество. Как уже отмечалось, основная направленность принимаемых антикоррупционных мер – это устранение условий, способствующих коррупционным проявлениям. Вместе с тем одной из действенных мер профилактики является обеспечение неотвратимости наказания. И в этом плане работа нами ведется в целях укрепления законности и правопорядка. Эффективный контроль за деятельностью следственных органов достигается путем реализации процессуальных полномочий прокурора по организации надзора с использованием предоставленных УПК РФ полномочий. Наибольшая эффективность прокурорского реагирования проявляется при отмене незаконных решений следователя о возбуждении уголовных дел, а также на стадии рассмотрения вопроса о направлении уголовного дела в суд с обвинительным заключением, то есть в тех случаях, когда процессуальное законодательство предоставило непосредственно прокурору право отменять или не утверждать незаконные решения следователя. Прокуратура во всех случаях проверяет законность и обоснованность принятых процессуальных решений на стадии предварительного следствия, участвует в рассмотрении уголовных дел судами. По всем фактам нарушений уголовно-процессуального законодательства прокуратурой принимаются меры реагирования в рамках имеющихся полномочий. Так, в 2009 году 90 решений органов следствия и дознания об отказе в возбуждении уголовного дела прокурором признаны незаконными, по результатам отмены таких решений возбуждено 27 уголовных дел. О. Ульянова, старший помощник прокурора Кемского района, мл. советник юстиции