Понедельник, 06.05.2024, 17:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт газеты "Советское Беломорье"

Каталог статей

Главная » Статьи » Местное время » Гости города

Лишь смелым подвластна стихия
Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник продолжает реализацию проекта «Первобытное мореплавание: комплексная реконструкция средств и маршрутов передвижения в западной части Белого моря. Цель его – воссоздание возможных способов передвижения по Белому морю в эпохи камня и раннего металла (V-I тыс. до н.э.) и Средневековья.

Помните петроглифы Беломорья? Уже там мы видим изображения лодки. Значит, и в древности люди, пытаясь приручить водную стихию, сооружали из доступных им в то время материалов средства передвижения. Археологические источники, палинологические данные свидетельствуют о том, что основными средствами передвижения по морю в эпохи камня-раннего металла были именно каркасные лодки и лодки- долбленки.

Немногим более года тому назад работники Соловецкого музея-заповедника совместно с народным мастером-берестянщиком А. Шутихиным провели первую в истории исследования морской практики Беломорья попытку экспериментально проверить гипотезу о возможности передвижения по Белому морю на каркасной берестяной лодке. Эксперимент завершился удачно. Берестяная лодка финишировала на Соловках. А недавно, 26 июля, из Рабочеостровка стартовала лодка-долбленка, доставленная с юга Архангельской области. Цель аналогичная. Руководитель проекта – археолог, кандидат исторических наук А. Мартынов.

Накануне выхода в открытое море А. Мартынов не мог уснуть. Проснулся часа в три ночи – на улице ветер. Александр Яковлевич разбудил жену Светлану. Тревога нарастала – ветер не унимался. Но к утру стихия решила смилостивиться. Прибыли работники Кемского инспекторского участка ГИМС, которые должны были осуществлять функцию сопровождения. Старший государственный инспектор Николай Шершунов дает добро. Шестерка смельчаков на долбленке стартует.

По мнению одного из участников экспедиции москвича Сергея Денисова, архитектора, известного специалиста по деревянному домостроению из Москвы, лодка, построенная архангелогородским мастером Александром Казаковым, универсальная, и другой такой в мире просто нет. Сделана она из осины. Размеры – 8 м на 1,5 м, пропитана тюленьим жиром. При работе Александр Алексеевич пользовался современными средствами, призванными помогать человеку, – бензопилой, когда следовало запиливать большие пласты древесины, лебедкой. Но в основном приходилось трудиться вручную – долбить, одно неверное движение – и можно пропилить дерево (нужная толщина – 2 см). Понятно, ошибиться было просто нельзя – иначе все насмарку. Сооружение лодки у А. Казакова заняло ровно месяц. Ведь не зря говорится – дело мастера боится. И помощник был хороший – А.А. Ипатов.

Александр Алексеевич – мастер потомственный. Отец его человеком был умелым, изготавливал и лодки-долбленки. А сын еще мальчишкой ходил на них по речке Устье. А. Казакову интересно все новое. Вот недавно строил бар изо льда и из снега. Пригласили его к сооружению экологической деревни на архангелогородчине. Сейчас долбленки уже практически не делают, быстрее купишь в магазине – выбор велик и зависит только от толщины кошелька желающего приобрести. Минус долбленки – от любого удара она может треснуть. А раньше… Лодка была средством передвижения и связи между деревнями. Несколько деревень собирались на ярмарку. Из одной, где существовал лодочный промысел, привозили товар, в том числе лодку – на продажу. Удивительные скорости развивали на соревнованиях.

Вот какую легенду, связанную с долбленкой, рассказал мне мастер А. Казаков: до районного центра Шандалы – 200 км. Уехал один мужик на заработки. Заработал мешок муки и с оказией передал жене, чтобы та приехала забрать. Жена – в лодку и в течение суток обернулась туда и обратно. Было или не было – трудно сказать. Но таких больших лодок, как эта, экспериментальная, не делали, а маленькие – они более маневренные: одно движение весла – и долбленка летит 10 м вперед без дополнительных усилий.

Чудесный день выдался в день эксперимента. Поэтому наших героев было очень хорошо видно с островов Белого моря. Многие удивлялись – видали всякое, но такую лодку – впервые. То и дело неслась над волной песня. Выглядывали из воды удивленные морские тюлени, о чем-то кричали на своем птичьем языке чайки. А экипаж двигался вперед. Скорость – 2-5 км в час. Порой казалось, что со встречным течением не справиться, но дружная шестерка преодолевала трудности. И вот на первой остановке на одном из островов Белого моря мы имели возможность познакомиться ближе. Представил команду А. Мартынов. Светлана Балан – жена А. Мартынова, хранитель Соловецкого музея-заповедника. Шла на берестяной лодке от Соловков до Заяцких островов. Утверждает, что эта лодка ведет себя не хуже. Женщина отчаянная, очень надежная. Юрий Рогачев – спонсор, бывший десантник, осину спилил и доставил к месту строительства, а также саму лодку за тысячу километров в Кемь. Мастер Александр Казаков намеревался по договору просто передать лодку заказчику. И вдруг по окончании работ заявил А. Мартынову: «Куда я тебя брошу, пойду с вами». Анатолий Шарков – инженер отдела реставрации Соловецкого музея-заповедника, добивался в течение года, чтобы его включили в экспедицию. Сергей Денисов попал из Москвы сразу на Белое море. Считает, что экспедиция организована отлично. Ходовые качества лодки – хорошие. Она скользит отменно, держит волну до 1 м, работать в команде – просто удовольствие. А. Мартынов считает, что творческий человек – исследователь, куда бы ни пришел, всегда найдет применение своим силам.


Отдохнув и набравшись сил, двинулись к о. Немецкий Кузов. Прибыли туда в 13.30, преодолев половину пути. После пошли на один из Заяцких островов и на следующий день финишировали на Соловках.

Кемскому участку ГИМС была поставлена задача обеспечения безопасности участников экспедиции по сопровождению до о. Немецкий Кузов (территория Карелии). Мотолодка «Стрингер» следовала на расстоянии примерно 2-3 десятка метров. Экипаж в любой момент был готов прийти на помощь. Помимо Кемского судна шли катера «Печак» и «Мастер». На них находились средства спутниковой и радиосвязи.

Экипаж достойно справился с испытанием, хотя волна достигала порой высоты 1 м, а встречные течения отчаянно отделяли миг финиша. Хлебнули морской водицы. Это путешествие по Белому морю запомнится дружной шестерке на всю жизнь. А мы, возможно, вновь встретимся на кемской земле с неугомонным Александром Мартыновым – ведь не испытана еще лодка кожаная. Но не будем забегать вперед.

М. Михайлова
Фото В. Рыжака

P.S. Специалисты Кемского инспекторского участка ГИМС просят соблюдать меры безопасности на воде и не повторять подобные эксперименты.
На снимках: А. Мартынов; мастер А. Казаков; лодка-долбленка на просторах Беломорья.

Категория: Гости города | Добавил: sovbel (19.08.2010)
Просмотров: 1428 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Категории каталога
Новости района [7]
Твои люди, Поморье! [8]
Страницы истории [12]
Гости города [2]
Консультации [25]
На вопросы читателей отвечают компетентные лица
Знай наших! [2]
Человек и закон [20]
Слова благодарности [1]
депутатские дела [1]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024