Вторник, 30.04.2024, 23:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт газеты "Советское Беломорье"

Главная » 2011 » Май » 6 » Маленькая труженица тыла
Маленькая труженица тыла
10:24
Алевтина Ивановна Кокушина. Комсомольский работник, лектор -пропагандист, учитель истории и обществоведения. В 1941 году она была маленькой девочкой, шестиклассницей. Но трудилась в колхозе наравне со взрослыми. Так появилась запись в трудовой книжке ее матери Марии Петровны о годах работы в войну школьницы Алевтины Кокушиной. Побеспокоился об этом бригадир колхоза П.А. Калиничев. Это дало возможность, спустя годы, получить Алевтине Ивановне почетное звание труженицы тыла.
1941-1945 годы… Вся страна объята огнем. Но в деревеньке Леонтьево, что в Архангельской области, было спокойно. Лишь иногда далекие-далекие раскаты военных орудий доносились с Ленинградского фронта да однажды немецкий летчик приземлился, случайно перепутав координаты, – вот и все воспоминания о той страшной войне. Но ребятишки понимали, что жили в тылу и что именно оставшиеся в деревнях женщины и дети, работая на фронт, поддерживали советскую армию, не давая пропасть с голоду нашим солдатам, сражавшимся за каждый клочок русской земли.

Так, как же все было? Как жилось в то время людям? – на эти и другие вопросы в канун Дня Победы согласилась ответить нашей газете труженица тыла А.И. Кокушина.

– Алевтина Ивановна, расскажите, чем вы занимались в годы войны?
– Поскольку в нашей деревне все мужчины ушли на войну, вся работа в колхозе легла на плечи женщин и детей. Ребятишки, что поменьше возрастом, помогали по хозяйству в своих дворах. А мы – шестой, седьмой, восьмой классы – напросились в колхоз. Пасли лошадей, помогали трактористу управляться с прицепом. Тракторист кричит: «Поднимай на автомат!» Мы вдвоем с девочкой хватались за плуги и начинали их тормошить. Поля вспахали, надо посеять, потом собрать урожай, обмолотить, обсушить, натолочь. Муку, шерсть, молочные продуты (а в деревне к началу войны было почти три тысячи коров) отправляли в армейские части. Так мы помогали воевавшим на фронтах отцам и братьям. Я до сих пор помню имена моих сверстников – Таси и Ивана Емаковых, Юры и Анатолия Матюхиных, Коли Упругова, Ивана Сафронова, мы вместе работали всю войну. Ну, конечно, и в школу ходили (к концу войны я закончила восемь классов), работали на своих участках.
– Многие в войну голодали…
– У нас лично было 25 соток земли, засеивали ее ячменем, рожью, так что хлеб было из чего выпекать. А спасало еще то, что в каждом подворье (а в деревне стояло 24 дома) были коровы, овцы, куры. Самое голодное время были весна и начало лета, помню, что ели даже траву-соломатку, толкли, сушили, горько, не вкусно было, но с молоком проходило. Поэтому, когда говорят о голоде в годы войны, у нас в деревне мы не знали, что это такое, хоть и сдавали много продуктов для армии, хватало и нам еды.
– Алевтина Ивановна, то, что дети работали в годы войны рядом со взрослыми, – понятно: не хватало рук. Ну а как родители относились к этому?
– Знаете, я боевой девчонкой росла, бралась за любое дело. Однажды подружка и говорит мне: «Алька, поедешь пахать?» – «Поеду…» Напахали много земли. А когда работали – докторша сельская увидела. Отругала бригадира. Но нас никто не заставлял. Нравилось мне очень и косить. Помню, встанут косари полукругом. Первым идет мужчина (единственный оставшийся в деревне), за ним – женщины, а мы, подростки, – в конце, но не отставали от взрослых. Это было очень приятное занятие. Косу с войны хранила все годы в избе. И каждый год, когда приезжала, – косила траву. Только в прошлом году не смогла этого сделать. Все вокруг избы заросло…
– Когда бываете в родных местах, вспоминаете военные годы?
– Для меня лично работа в колхозе не была чем-то необычным или тяжелым трудом. Я коренная крестьянка, и для меня труд на земле не был в тягость. И то, что нам – ребятам – давали ответственные поручения, только радовало нас, мы гордились таким отношением к себе взрослых. И старались оправдать доверие.
– 1945 год. Победа! Народ ликует. А что чувствовали вы в эти минуты?
– День Победы был и радостным, и горьким днем. С войны не вернулся мой отец Иван Тимофеевич – пропал без вести где-то под Сталинградом, оттуда как раз и было последнее его письмо к нам.
Не вернулись в этот день и другие односельчане. Не было в эти победные дни радости, слез. Только после японской войны возвратились в деревню трое мужчин: Василий Федорович Правдин, Павел Александрович Базанов и Егор Петрович Матюхин. Было горько осознавать, что почти каждая семья лишилась хозяина. Надо было думать, как жить дальше… Мне к концу войны исполнилось семнадцать лет. И во мне было много энергии, желания жить, заниматься интересным делом, и мы решили уехать с семьей в Кемь. В райкоме комсомола поручили заведовать пионерскими делами. Так началась моя трудовая деятельность – райком комсомола, пропагандистский отдел в райкоме партии, учеба в республиканской высшей партийной школе, опять – РК ВЛКСМ, первый секретарь. Это были замечательные годы. Костры, походы по нашему краю, поездки в «глубинки» с лекциями, встречи с людьми, участие в строительстве высоковольтной линии, а затем на заработанные деньги – памятника комсомольцу Виктору Минину.
Однако меня не все устраивало в работе партийных органов. Не любила ложь, очковтирательство. Помнится, собиралось бюро и обсуждало личную жизнь одного человека, кого ему любить, кого – не любить. А после я задалась вопросом: «Какое я имею право советовать человеку, как поступать?!»
Так вот, видя мою непредвзятость, неодностороннее мышление, предложили мне работу в Народном контроле. Я отказалась. А вот пойти работать учителем в школу – согласилась. Начинала в вечерней, потом перешла в дневную, закончив институт им. Герцена в Ленинграде. Педагогическому труду отдала тридцать лет.
– Жизнь у вас прожита большая. Алевтина Ивановна, назовите самое счастливое время за все годы?
– Это когда в моей жизни появился маленький человечек – 1,5-годовалый племянник Сереженька, сын сестры. Я взяла его на воспитание, чтобы помочь ей поднять остальных детей. Сережа часто спрашивал меня: «Можно я буду называть тебя мамой?» Но я сказала: «Да, я тебе мама. Но я сильный человек и выдержу, если ты будешь называть меня тетей. А вот мама твоя не выдержит». И потом я поняла, что поступила правильно. Сережа рос спокойным мальчиком, учился хорошо, старался не подводить свою тетю, закончил институт и часто навещает меня со своей семьей. Когда они приезжают – это такие радостные минуты для меня! Я думаю, что счастье для женщины не только в любви, как многие думают. А в детях и… в работе. Это я поняла еще и после разговора с одной старушкой из нашей деревни – Клавдией Васильевной. У нее, как помню, было много кавалеров в молодости – красавица была! Я ее как-то спросила: «Какие самые счастливые мгновения в вашей жизни?» Думала, сейчас вспомнит имя самого дорогого мужчины. А у нее лицо засияло, она вся так и расцвела. И говорит: «Мы – работали». И это, наверное, так. Работа заменяет человеку все – одиночество, неустроенную личную жизнь, исцеляет от боли, избавляет ото всех бед. Ведь даже будни работа может сделать праздничными днями.
…Каждый человек по-своему понимает цель жизни. Из беседы с Алевтиной Ивановной Кокушиной я сделала такой вывод: жизнь имеет смысл лишь тогда, когда прожита с пользой. И у нее это получилось.
Г. Нармания

Просмотров: 740 | Добавил: sovbel | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Разделы новостей
Новости Кеми и района [400]
Пресс-служба Правительства РК [211]
Муниципальные новости [44]
Новости культуры и спорта [69]
Анонсы [2]
Форма входа
Календарь новостей
«  Май 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024